В этой статье вы найдете конспект занятия с ребенком 1,5 - 2 года, которое проводилось в детском клубе. Если вы будете проводить его дома – стоит растянуть занятие на несколько дней (ориентируйтесь на настроение ребенка).
Отдельно хочу написать про песенки и танцы о которых написано в этом конспекте. Не каждый ребенок с первого раза будет хорошо танцевать даже под самую простую мелодию - для того чтобы освоить движения танцев ему потребуется время. Чтобы помочь малышу выучить тот или иной танец просто танцуйте рядом сами, помогайте ребенку танцевать под музыку на протяжении нескольких дней, и в конце концов ребенок освоит все движения и будет танцевать с удовольствием.
Занятия в детском клубе с малышами часто начинают с приветствия.
На этом занятии мы с детками приветствовали друг друга так:
Все уселись вместе с мамами в кружок. Ведущий (а это была я конечно) напевал веселым голосом с вопросительными нотками: «Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?» (мелодия произвольная) и затем называл имя одного из малышей: «Миша у нас хороший, Миша у нас пригожий! Давайте с ним поздороваемся и похлопаем ему! (все вместе хлопаем в ладоши, приветствуя ребенка "здравствуй Миша! Мы тебе очень рады"). Затем игра продолжалась заново, пока все дети в группе не были названы «хорошими и пригожими» и не получили свою порцию аплодисментов и приветствий.
Деткам эта игра очень нравится, всем очень приятно быть в центре внимания, и это помогает им раскрепоститься и настроиться на занятие.
Если же вы будете заниматься дома, то в эту же игру можно поиграть и с вашим ребенком. Просто вместо деток, сначала перечислить 2-3 игрушечных зверят, которые есть в комнате ребенка («кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Кошечка у нас хорошая! Кошечка у нас пригожая! (или «мама, папа и т.п.»), а в конце назвать «хорошим и пригожим» вашего малыша.
Разминка в начале занятия – это первая совместная игра, которую выполняют мама и малыш на уроке, она помогает обоим настроиться на совместную деятельность и снять излишнее напряжение.
На этом занятии для разминки мы выбрали песенку «Что умеют наши ножки».
Во время разминки мама и ребенок вместе ходят по кругу, держась за руки, вместе выполняют все движения:
Что умеют наши ножки? Мы шагаем по дорожке! (шагаем под музыку взявшись за руки, мама или ведущий подбадривает малышей, приговаривая «топ-топ, вот так мы шагаем»).
Что умеют наши ножки? Побежим – ка по дорожке! (взявшись за руки бежим по кругу, мама/ведущий обязательно подбадривает малыша «побежали-побежали, вот так быстро и еще быстрей, ох как хорошо ты бегаешь!»).
Что еще умеют ножки? Приседаем мы немножко! (приглашаем малыша присесть, выполняем движения вместе с малышом – мама приседает и тянет за руку малыша вниз, чтобы он присел тоже, затем встает и за руку тянет малыша вверх – чтобы он встал, подбадривает и хвалит его).
Что еще умеют ножки! Пусть попляшут нам немножко! (танцуем вместе).
Что еще умеют ножки? Отдохнуть бы им немножко! (говорим ребенку: "Ножки наши устали, давай их погладим!" – гладим свои ножки и ножки малыша).
Цель: познакомиться с тем как выглядят курочка, петушок, цыпленок, выучить их названия, научиться различать их среди других птиц, научиться повторять звукоподражания "ко-ко-ко", "ку-ка-ре-ку", "пи-пи", выучить части тела птиц (клюв, крылья, гребешок и т.п.).
Для этой цели можно предложить ребенку:
1. Поиграть с тактильной коробочкой – играем, трогаем, щупаем курочку, петушка, цыплят. Мама может показать малышу мини-инсценировки «курочка кушает», «петушок кричит», «цыпленок ищет маму и пищит» и т.п.
2. Посмотреть карточки, картинки (их можно распечатать или можно найти в книжках) на которых изображены курочка, петушок, цыплята.
Играя с малышом, мама по многу раз проговаривает название птиц (курочка, петушок, цыпленок), проговаривает то, как «кричат» эти птицы ( «ко-ко-ко!», «пи-пи-пи», «ку-ка-ре-ку»), просит ребенка повторить эти звукоподражания за мамой (скажи как курочка кричит? Давай вместе «ко-ко-ко!» и т.п.).
Также можно учить с ребенком названия частей тела этих птиц - крылья, клюв, хвостик и т.п.
Очень полезно во время занятия проговаривать с ребенком потешки (это хорошо влияет на развитие пассивного словаря ребенка):
ВЫШЛА КУРОЧКА ГУЛЯТЬ
cл. Т. Волгиной муз. А. Филипенко
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать, А за ней ребятки, желтые цыплятки.
Ко-ко-ко-ко-ко-ко-ко, не ходите далеко,
Лапками гребите, зернышки ищите.
Съели черного жука, дождевого червяка,
Выпили водицы целое корытце.
КУРОЧКА- РЯБУШЕЧКА
- Курочка-рябушечка,
Куда пошла?
- На речку.
- Курочка-рябушечка,
Зачем пошла?
- За водичкой.
- Курочка-рябушечка,
Зачем тебе водичка?
- Цыпляточек поить.
- Курочка-рябушечка,
Как цыплята просят пить?
- Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!
Петушок:
Петушок-петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
«Ой! Кажется наши курочки проголодались! Давай их покормим!».
Усадите ребенка за стол, положите перед ним лепешку из соленого теста и мисочку с макаронами. Предложите сделать угощение для курочек, покажите как вдавливать макароны в тесто, готовьте угощение вместе с ребенком (втыкая макароны рядом или работая «рука в руке»).
В конце пусть к тарелочкам подойдут курочка, петушок и попробуют угощение.
Это простое задание хорошо развивает мелкую моторику (это важно для развития речи и интеллекта в целом).
После всех сидячих упражнений нужно немного размяться, иначе малыш быстро устанет. Пусть курочка позовет малыша потанцевать под танец «Ты похлопай вместе с нами» (Е. Железнова).
Танцевать лучше вместе с ребенком, если песенка для ребенка новая – тогда можно помогать ему делать движения (хлопать руками ребенка, взяв их в свои, топать ножкой ребенка, взяв ее в в свою руку и т.п.).
Движения – те о которых поется в песне – топаем, хлопаем прыгаем, танцуем.
Отдельно напишу про движение «прыгать» Детки от 1,5 до 2 лет только учатся прыгать на месте и научить их это делать можно с помощью танца. На первых порах, когда песенка пропевает слова «ты попрыгай вместе с нами прыг и прыг» мама сначала прыгает сама, показывая малышу как это делать, а затем берет ребенка за ручки или за талию и приподнимает его над землей, как будто малыш сам прыгает. Постепенно (не за один раз конечно) ребенок «уловит» суть движения и скоро начнет подпрыгивать на месте сам.
Эта часть урока состоит из двух частей – подвижной и сидячей.
Выполняя это задание с ребенком нужно помнить: малыш навряд ли с первого раза сможет выполнить все самостоятельно (обычно ребенок от 1,5 лет начинает выполнять простейшую сортировку по цвету самостоятельно только после 8-ми и более занятий).
Поэтому на первых порах обязательно выполняйте упражнение вместе с ребенком ("рука в руке", либо мама выполняет и объясняет - ребенок смотрит и помогает и т.п.). Также важно чтобы при выполнении задания ребенок постоянно слышал от мамы названия цветов "это красный мячик, мы его кладем в красную коробочку, это желтый пластилин, мы его клеем на желтого цыпленка и т.п.". Таким образом ребенок будет постоянно слышать от мамы названия цветов и при регулярных занятиях очень быстро их запомнит.
1. Разбрасываем по полу красные и желтые однотипные предметы (кубики, мячики, детальки Лего и т.п…. Если ничего этого нет – можно вырезать цветочки из красной и желтой бумаги).
2. Рассматриваем с ребенком эти предметы, обращаем его внимание на то, что предметы у нас 2 цветов – красный и желтый. Затем просим ребенка собрать предметы и разложить красные – в красную коробочку (тазик, ведро, красный лист бумаги – т.е. какое-то красное подобие емкости), а желтые в желтую емкость.
Лучше если вы эмоционально «обыграете» свою просьбу собрать предметы. Например воскликните: «Ой, какой беспорядок у нас на полу! Надо скорей все собрать! Поможешь мне?» и далее объясните суть задания (давай все красные кубики сложим в красную коробочку вот сюда, смотри кубик красный и коробочка красная, а желтые кубики сложим вот в этот желтый тазик, смотри вот желтый кубик я кладу его в желтый тазик).
Выполняйте упражнение с ребенком вместе (например возьмите его за руку, вложите в нее красный предмет и скажите "давай положи красный кубик в красное ведерко", вместе подойдите к красному ведерку и вместе положите туда кубик, снова проговаривая "красный кубик в красное ведерко"). В процессе проговаривайте цвет каждого предмета, с которым работает ребенок.
Ну а после того, как подвижное упражнение выполнили, можно и сидя позаниматься.
Суть задания – заклей дырочки на картинке пластилином нужного цвета (красный, желтый).
1. Привлеките внимание ребенка к картинке (ой! кто это у нас нарисован? как он кричит? а рядом яблочко нарисовано! смотри, на яблочке и на цыпленке есть белые дырочки, давай их потрогаем пальчиком!).
2. Покажите ребенку как выполнять задание - пусть сначала посмотрит на то как это делаете вы (смотри, я беру красный комочек пластилина и клею его на красное яблочко! Вот дырочку на яблочке я закрыла! А это какой пластилин? Желтый! Я буду клеить его на желтого цыпленка! Раз и дырочку я закрыла!).
3. Положите комочек пластилина на дырочку, возьмите руку ребенка в свою и пальчиком малыша нажмите на комочек (таким способом мы демонстрируем ребенку на практике как выполнять задание).
4. Затем предложите ребенку продолжить "закрывать дырочки" на картинке самостоятельно. Подсказывайте ему как выполнять упражнение правильно (не путать цвета пластилина), обязательно каждый раз проговаривайте вслух название цвета, с которым работает ребенок (красный пластилин мы кладем на красное яблочко! нажимаем на него пальчиком! а желтый пластилин - на желтого цыпленка! молодец!).
После сидячего упражнения лучше немного размяться. Предложите ребенку походить по массажным поверхностям босыми ножками под аккомпанемент классической музыки.
Если массажных поверхностей у вас дома нет – можно построить извилистую дорожку из книжек (хождение по дорожками развивает координацию) и местами устроить на ней «массажные» элементы – емкости с горохом, крупой, каштанами, пуговицами и другими массажными предметами (тут все что угодно может пойти в дело, начиная с махровых полотенец и заканчивая решеткой для выпечки в духовом шкафу).
(Шаблон для для этого задания можно скачать по ссылке, выложенной в конце конспекта).
Эта игра знакомит ребенка с геометрическими фигурами. В детском клубе мы закрывали окошки блоками Дьенеша. Ну а дома можно вырезать геометрические фигуры из плотного картона или взять детальки конструктора или сортера подходящей формы.
Ход игры:
1. «Ой! Кто нарисован на этой картинке? Домики! Посмотри кто в них живет? Как они говорят?" (знакомимся с картинкой и животными).
2. "Наступила ночь и зверята ложатся спать. Давай закроем окошки в домике чтобы они уснули». Сначала показываем ребенку как выполнять задание - сами закрываем все окошки, проговаривая "вот квадратик, я его кладу на квадратное окошко" и т.п.
Еще один вариант домиков:
4. Затем наступает "день" и все звери просыпаются, окошки открываются. После этого "ночь наступает снова" и мы просим теперь уже ребенка закрыть все окошки правильно. Если ребенок раньше не выполнял задания такого типа - конечно же он будет много ошибаться в первый раз - это не страшно! Просто периодически снова и снова играйте в эту игру с ребенком и через 3-4 занятия ребенок начнет закрывать окошки правильно.
5. Играя с фигурками не забывайте проговаривать вслух их названия - квадрат, круг и т.п.
Для того чтобы привлечь внимание ребенка к этому заданию я обычно заворачиваю блоки Дьенеша в фольгу - дети очень любят извлекать фигурки из фольги (и одновременно развивают пальчики), ну а мне это помогает привлечь их внимание к геометрическим фигурам.
Чтобы отдохнуть от учебы нужно немного подвигаться.
В гости к малышу приходит кукла (или мягкая игрушка) и приглашает его танцевать (под песенку "Тихо, куколка!") Мама на первых порах помогает танцевать ребенку (танцует рядом или вместе с малышом).
Движения для песенки простые:
Куплет «Тихо кукла» – мы качаем куклу на ручках - укладываем ее спать.
Куплет «Прыгай кукла» - прыгаем на месте, подняв куклу вверх.
Прячем петушка и курочку под стаканчики (стаканчики должны отличаться друг от друга, например цветом, размером и т.п.). Малыш наблюдает за происходящим, можно ввести игровой момент «ой, петушок и курочка решили спрятаться, петушок вот под этот стаканчик, курочка под этот».
Также добавьте 1-2 пустых стаканов. Перемешайте стаканчики и спросите у ребенка – где спряталась курочка? Где спрятался петушок?
Смысл этого задания – ребенок должен запомнить под каким стаканчиком кто был спрятан и найти эти стаканчики после того, как они были перемешаны. Чем больше будет стаканчиков – тем сложнее будет ребенку (начинайте с 3-х штук). Еще раз обращу ваше внимание, что стаканчики должны отличаться друг от друга, а не быть одинаковыми.
Иногда после слов «найди, где курочка спряталась, под каким стаканчиком?» малыши никак не реагируют и не понимают – чего же от них хотят. В этом случае ребенку нужно показать как выполнять поиск курочки – мама сама поднимает стаканчик и говорит «ах, вот она наша курочка, здесь она» и т.п. После нескольких «показов» малыши обычно включаются в игру.
Для этой игры понадобятся детские музыкальные инструменты (вместо них можно использовать обычные бытовые предметы – ложки, кастрюли и т.п. - читайте об этом по этой ссылке).
Пусть курочка (игрушка) попросит малыша сыграть для нее песенку.
Включите песенку «Вышла курочка гулять» и для начала поиграйте на музыкальном инструменте с ребенком вдвоем «рука в руке» (например отбивая ритм ложками, стуча по металлофону палочкой в такт музыке).
Затем предложите ребенку поиграть на музыкальном инструменте под музыку самостоятельно.
Шаблон для поделки вы можете скачать по ссылке в конце этого конспекта.
Вырежьте из бумаги трафарет цыпленка, скрепите его с фоном при помощи степлера.
Предложите ребенку губку и пальчиковые краски, покажите как можно с их помощью раскрасить цыпленка.
Помните что малыши обычно плохо реагируют на "объяснения" заданий - поэтому, для того чтобы ребенок быстро сообразил как выполнять поделку, первые несколько штрихов выполните вместе «рука в руке».
Скачать графические шаблоны к занятию вы можете по этой ссылке.
Если статья вам может пригодиться в будущем - отложите ее в закладки, нажав на кнопку подходящей социальной сети:
Важно: Я буду рада если вы полностью или частично выложите текст или фотографии (исключая те, что помечены знаком ©) из этой статьи на ваш сайт или в социальную сеть. Но при этом соблюдайте важное условие - укажите активную ссылку на источник (при отсутствии активной ссылки я буду вот такой - вы нарушаете мои авторские права, а это уже серьезно).
Что еще интересного:
RSS лента комментариев этой записи