Предлагаем Вам провести развивающее занятие для детей 2 лет, посвященное самым знаменитым в России и очень любимым детьми домашним птицам: курочкам, петушкам и цыплятам. В ходе развивающего занятия в игровой форме проводятся развивающие игры, направленные на развитие речи, творческого мышления и мелкой моторики (аппликация), развитие слуха и чувства ритма, навыка сортировки предметов, навыков счета, пальчиковая гимнастика.
Чтобы помочь ребенку научиться правильно и хорошо говорить, педагоги советуют подталкивать малыша к тому, чтобы он как можно чаще говорил и выражал свои мысли. Мама может помочь ему освоить этот непростой навык, рассказывая вместе с ним сказки.
В этой части урока я расскажу, как можно рассказать и инсценировать вместе с ребенком известную сказку про курочку, петушка или цыпленка.
Например, это могут быть:
- Русская народная сказка «Курочка Ряба»
- Замечательная сказка Корнея Чуковского «Жил на свете цыпленок».
Можно использовать и другую сказку, самое главное, чтобы она была очень хорошо знакома и малышу и маме.
Очень важно, чтобы ребенок не пассивно слушал сказку, а активно участвовал в повествовании, в силу своих возможностей рассказывал сказку вместе со взрослым. В ходе рассказа необходимо побуждать ребенка:
- заканчивать предложения, который начал взрослый;
- передавать движения главных героев (например, показываем как дед бил яичко, как цыпленок клевал червячков и т.п.)
- если малыш говорит очень плохо, побуждаем его к звукоподражанию (предлагаем воспроизвести возгласы птиц «ко-ко-ко», «пи-пи-пи», либо возгласы главных героев (дед бил яичко «бум-бум», яичко упало «бум», бабушка плачет «и-и-и»).
- отвечать на вопросы («жили были дед и кто еще жил? а кто у них был?» и т.п.)
- несколько раз проговорить с ребенком новые для него слова и выражения, относящиеся к теме (например «курятник», «снесла яйцо», «вылупился цыпленок», «клевать зерно», «кудахтать»), по необходимости объясняем малышу значения этих слов (например, «домик курочки, который для нее построил человек, называется «курятник»).
Рассказывание сказки может проходить так:
- Давай расскажем сказку про Курочку Рябу вместе! Жили были дед и … кто с ним жил? (ждем пока ребенок ответит на вопрос) - Правильно баба. А кто еще с ним жил? Курочка…. Правильно Ряба. Как курочка кудахчет? Да, ко-ко-ко. А где она жила? В курятнике – так называется ее домик. А как курочка машет крылышками? А как клюет зернышки, покажи. Что курочка снесла? Правильно яичко. Покажи как дед бил яичко (показываем движениями), и т. д. Мышка бежала, как она пищит? а как хвостиком машет? И т.п.
Также для создания атмосферы можно использовать игрушки, чтобы не просто рассказывать сказку, а показывать кукольный театр. (Мы в качестве яичка использовали яйцо от киндер-сюрприза, его еще можно заменить желтым или белым мячиком, героями сказки у нас служили мягкие игрушки, а если подходящих не было – я их схематично рисовала на бумаге).
Предлагаем малышу сделать аппликацию цыпленка. У нас получилось вот так:
Аппликация получилась очень простой, но делали мы ее в период, когда ребенок вообще потерял интерес ко всякому творчеству, так что для нашего тогдашнего состояния это вполне нормально.
Для аппликации мы использовали туалетную бумагу разных цветов, можно использовать салфетки. Такая бумага идеально подходит для аппликации в этом возрасте, потому что она очень легко рвется (другие виды бумаги малышам часто бывает трудно порвать на маленькие кусочки).
Подойдет также цветная бумага, а если ребенку трудно самостоятельно ее порвать на части (так как она плотноватая) можно:
- предварительно хорошенько помять бумагу, чтобы она стала мягкой;
- мама может начинать рвать бумагу (надрывать), а малыш заканчивать (когда надрыв уже сделан оторвать кусочек бумаги легче).
Лучше чтобы малыш рвал бумагу сам, так мы дополнительно развиваем его пальчики. (Не страшно, если у ребенка нет настроения рвать бумагу, если за него это сделает мама, польза от аппликации все равно будет).
Рисуем цыпленка на бумаге, смазываем его силуэт клеем и предлагаем малышу оторвать от листа бумаги кусочки и наклеить их на цыпленка.
Если малыш не устал, можно выполнить и другие элементы картинки (солнышко, травку, тучку и т.п.)
Клеить цыпленка нам помогала резиновая уточка – мама цыпленка (курицу не нашли). Она очень волновалась, что цыпленок такой белый и просила Дашу сделать его желтым (наклеить кусочки бумаги), а также наклеить для цыпленка солнышко, чтобы он мог согреться, и травку, чтобы ему было мягко спать.
Цыпленок у нас был маленький, так как мы очень не усидчивые, и на большее нас бы не хватило.
Усидчивым деткам можно сделать цыпленка побольше, и добавить другие элементы аппликации (деревья, тучки и т. п.)
Когда цыпленок готов – его нужно покормить зернышками. Рисуем тарелочку, смазываем ее силуэт клеем, насыпаем зернышки.
Слушаем вместе с ребенком композицию «Вышла курочка гулять» (прослушать можно здесь).
Во время прослушивания танцуем под музыку, выполняя движения по смыслу песни.
Вот некоторые движения, которые можно выполнять под эту музыку:
Вышла курочка гулять, свежей травки поклевать (ходим, переступая как мишки с ноги на ногу и чуть раскачиваясь, машем руками как крылышками)
А за ней ребятки, желтые цыплятки (прыгаем как цыплятки, машем крылышками и кричим пи-пи-пи).
Ко-ко-ко, не ходите далеко (грозим пальчиком).
Лапками гребите (гребем ладошками).
Зернышки ищите (приседаем, складываем пальчики щепоткой, клюем).
Съели толстого жука, дождевого червяка (киваем головой, открываем-закрываем рот «ам-ам»)
Выпили водицы, полное корытце (складываем губы трубочкой, втягиваем воздух, как-будто пьем).
Приглашаем малыша поиграть в цыплят.
Вместе с ребенком, как цыплята, бегаем по комнате, машем крылышками, выкапываем пальчиками червячков (волнистыми движениями пальцев скребем по полу), приседаем, чтобы поесть червячков, встаем, чтобы побежать дальше, щепоткой клюем зернышки.
Вдруг! Объявляем: «Лиса идет! Быстро в курятник!». Бежим в укрытие – домик, детскую кроватку или просто в угол комнаты.
Через минуту «лиса уходит» и цыплята снова выходят из курятника побегать и поклевать зернышки.
Освоение навыка классификации предметов (в том числе путем сортировки) способствует развитию мышления, а также является основополагающим умением, необходимым для освоения более сложной деятельности – счет, чтение, математика.
Для выполнения задания нам понадобятся мелкие предметы для сортировки (например, «червячки» - маленькие макароны и «зернышки» - гречка), складываем их в тарелочку. Нам также понадобятся игрушечные цыплята и курочки или их изображения (нарисовать цыпленка и курочку под силу любой маме).
Курочку у нас изображала резиновая уточка для ванной (ребенка совсем не смутила подмена понятий).
Объясняем малышу, что курочка ест червяков (макароны), а цыпленок ест зернышки (гречку). Но червячки и зернышки все перемешались, нужно помочь им, и каждого накормить своим кормом: сортируем крупу, перед курочкой выкладываем червячков, перед цыпленком – зернышки.
После того, как рассортировали крупу рисуем на кончиках пальцев ребенка маленьких цыплят (схематично).
Дальше выполняем пальчиковую гимнастику:
- цыплята на кончиках пальцев пляшут (шевелим пальчиками в воздухе)
- едят крупу (стучим пальчиками по крупе, которую только что сортировали – массаж и гимнастика пальцев)
- кладем пальчики на стол прижимаем их к столу, не отрывая ладоней от стола, приподнимаем пальчики и шевелим ими в воздухе - цыплята снова пляшут;
- «ой лиса пришла!»- пальчики прижали к столу – прячемся;
- пальчики по одному начинаем поднимать над столом – «ушла ли лиса?»
- «ушла!» - пальчики снова танцуют.
Выполняем развивающую гимнастику для пальчиков несколько раз по кругу.
Обращаемся к ребенку: «Давай поиграем в петушка! Утром солнышко проснулось и поднялось высоко-высоко (подняли руки вверх). Петушок закричал: «Кукареку!» (кричим «кукареку», машем крылышками). Цыплята тоже проснулись, выбежали погулять (бегаем, машем крыльями, складываем пальчики щепоткой - клюем зерна, пальчиками копаем червяков). Солнышко садится спать низко-низко над землей (садимся на корточки показываем – как низко садится солнышко), все ложатся спать (ложимся закрываем глаза).
Повторяем несколько раз.
Продолжаем учить счет до трех (либо до двух, либо до четырех, либо осваиваем другие цифры – в зависимости от того, что уже усвоил малыш. Мы к двум годам хорошо различали понятия один и два, поэтому учились считать до трех. Если малыш еще не считает, тогда учимся считать до двух).
Для занятия нам понадобятся карточки с цыпленком и зернышками. У нас были вот такие:
Их можно нарисовать за две-три минуты (предлагаю не тратить много времени на их изготовление – малыш оценит любые изображения похожие на цыпленка и зернышки).
Я рисовала цыпленка, используя найденный в интернете пошаговый урок для детей «как нарисовать цыпленка».
В ходе занятия мама прячет цыпленка под карточкой и озвучивает: «Цыпленок спрятался под двумя зернышками. Найди, где спрятался цыпленок?».
Игру предлагаю провести в три этапа:
Первый этап: создаем позитивное подкрепление (это очень важно перед началом изучения нового и трудного). Спрашиваем: «Кто это? Правильно, цыпленок! А как он пищит? Пи-пи-пи».
Второй этап: знакомимся с карточками зернышек. «Смотри, вот зернышки, которые любит клевать цыпленок». Рассматриваем карточки, проговариваем сколько зернышек на каждой карточке ("здесь нарисовано одно зернышко", "здесь два зернышка", "здесь три зернышка").
Третий этап: Цыпленок говорит: «Давай играть в прятки». Так чтобы малыш не видел, прячем цыпленка под какой-либо карточкой с зернышком (я просила Дашу отвернуться), а затем просим малыша найти ципленка при помощи подсказки: «СЕЙЧАС ЦЫПЛЕНОК СПРЯТАЛСЯ ПОД ДВУМЯ ЗЕРНЫШКАМИ. НАЙДИ, ГДЕ ДВА ЗЕРНЫШКА?».
Если ребенку трудно определиться – подсказываем ему, на какой карточке изображены нужные зернышки (считаем вместе «один, два и т.п.») предлагаем заглянуть под карточку и найти цыпленка.
Сначала прячем цыпленка под карточкой, число зернышек на которой ребенок хорошо определяет, затем усложняем задание.
Когда малыш угадывает, под какой карточкой спрятался цыпленок, сопровождаем это событие бурными овациями .
На этом развивающее занятие для детей 2 лет заканчивается, желаю Вам успехов!
Понравилась статья? Не забудьте поделиться с друзьями!
Что еще интересного?
Комментарии
Спасибо Вам большое!
RSS лента комментариев этой записи