Перед Вами конспект занятия "Осень" - второй день тематической недельки на осеннюю тему. (Первый день можно найти здесь. Третий день здесь).
Смотрим презентацию на тему "Сравнение лета и осени" (скачать ее можно здесь). Сравниваем природу: летом небо ясное, а осенью – пасмурное, летом люди растят урожай, а осенью собирают урожай и т.п.
Цель задания – выучить новые слова и выражения, относящиеся к осени. Презентацию желательно просмотреть несколько раз (повторно после занятия или на другой день). Сначала мама читает и объясняет отличия между летом и осенью. При последующем просмотре – мама начинает предложение, а ребенок заканчивает («летом небо какое? Правильно ясное. А осенью?). Правда не все дети в возрасте 2-3 года захотят играть в игру «закончи предложение». Можно просто несколько раз просмотреть презентацию, а потом закрепить полученные знания на прогулке («посмотри, сегодня небо пасмурное хмурое», «вот птицы собрались в стаю, они улетают в теплые края»).
Закрепляем речевую тему «звери осенью» и делаем веселую разминку.
Белка:
– прыгаем по веткам в поисках орешков (выполняем прыжки);
- собираем орешки - тянемся высоко, чтобы достать до веточки (обе руки тянутся вверх);
- прячем орешки – садимся на корточки, «зарываем» орешки в землю (имитируем зарывание орешков руками).
Повторяем комбинацию "встали руки вверх (собираем орешки)" - "присели (прячем орешки)" несколько раз.
- грызем орешки (стучим зубами).
Зайка:
- убегаем от лисы (прыгаем по комнате);
- меняем шерсть (проводим руками по туловищу вверх вниз, проговариваем «старая шерстка выпадает, новая густая растет).
- проверяем – а на хвостике тоже новая шерсть выросла? – машем хвостиком (крутим бедрами); поворачиваем голову назад - пытаемся увидеть хвостик:
Птицы:
Проводим инсценировку «Птицы улетают в дальние края». Мама птица напоминает птенцам, как летать правильно – птенцы расправляют крылья в сторону (добиваемся, чтобы ребенок выпрямил руки в сторону). Напоминаем птенцам, как правильно летать (учимся махать прямыми руками). Летим в дальние края (бежим по комнате за мамой, машем крыльями).
Медведь:
Изображаем медведя: ходим как мишка вперевалочку, ходим «косолапыми ножками».
Объясняем, что мишка все лето и осень много кушает, чтобы запастись жирком на зиму. Проверяем - много жирка нагуляли? (хлопаем по животику).
Роем берлогу – садимся на корточки, имитируем «рытье берлоги» - круговые движения рук. Устилаем берлогу листьями, чтобы зимой было тепло – стучим ладошками по полу.
Распечатываем карточки (скачать их можно по этой ссылке):
Рисунки на них простые – если нет возможности их распечатать - их можно нарисовать (или вырезать из журналов).
Смысл игры – нужно найти кто лишний в группе карточек - например в группе карточек изображенных ниже лишний конечно же мячик:
Если ребенок нашел лишнюю карточку – он забирает ее себе – это приз за то, что он выполнил задание правильно (дети обычно в восторге, от того, что «выиграли приз» - это побуждает их играть с интересом).
Игра для этого возраста не сложная, но малышам часто бывает трудно объяснить смысл задания, понятие «лишний».
Мы объяснили это так (Даша постепенно сообразила и под конец стала легко находить лишнюю карточку просто по вопросу «кто лишний»):
Выкладываем карточки перед ребенком.
Объясняем: собрались как-то грибочки погулять и поиграть. Гуляют, играют, но кто-то к ним забрался лишний, кто не грибочек, а кто-то другой, он просто шалунишка и забежал к ним поиграть. Ух какой шалунишка! Зачем он мешает грибочкам. Кто это? (если ребенок затрудняется ответить, уточняем: «кто здесь лишний среди грибочков, кто у нас не грибочек?).
Когда ребенок выполнил задание, обязательно выдаем ему приз (угаданную "лишнюю карточку" - мячик) и выкладываем следующий ряд карточек. Тоже рассказываем похожую историю («собрались поиграть птички»), но уже просто задаем вопрос «кто лишний?».
Постепенно все больше и больше упрощаем истории и вопросы и в конце концов сводим к тому, что просто выкладываем карточки перед малышом и без предысторий спрашиваем «кто лишний?». Я сделала карточек не много, чтобы не утомить ребенка. Если задание дается трудно, можно играть несколько дней (если ребенок не против) - в первый день с подробной историей и с самым точным вопросом «кто лишний среди этих листочков, кто не должен играть с этими листочками?» и с подсказками мамы. На второй-третий день – делаем меньше объяснений, стараемся свести игру только к выкладыванию карточек и вопросу «Кто лишний?» (у нас получилось добиться успеха за два дня, первый день все разъясняли подробно с подсказками, второй день получилось поиграть без подсказок, Даша даже угадала самое сложное задание – нашла лишний красный листочек среди желтых листочков).
Рисуем осенние листья (ствол может нарисовать мама). Рисовать можно кисточкой, пальчиками, губкой, ватной палочкой.
На этом второй день осенней недельки заканчивается. Не забудьте заглянуть в третий день - конспект третьего осеннего занятия здесь.
Понравился конспект занятия? Получайте новые выпуски развивающих занятий и игр самыми первыми - подпишитесь на рассылку (в верхнем правом углу вебстраницы).