Когда занимаешься развитием малыша, часто возникает вопрос – что нужно развивать? Чем бы еще заняться? Во что поиграть с ребенком?
Честно говоря, подобные вопросы периодически возникают и у меня. Чтобы помочь другим мамам, я решила составить примерный список направлений развития ребенка в возрасте от 1,5 до 2 лет.
Итак,
Как развивать ребенка от 1,5 до 2 лет:
1. «Собери только» (учиться выбрать из разбросанных предметов только определенные - по заданию мамы. Например – сложи в коробочку только шишки, только красные предметы и т.п.).
2. Учиться сортировать предметы (по форме, по размеру, по цвету).
3. Собирать простейшие пазлы или картинки разрезанные на части (в полтора года это будут пазлы из двух деталей, более сложные формы средний ребенок обычно учиться складывать самостоятельно после двух лет).
4. Собери из частей – игры из мягких конструкторов (ковролин,фетр) или бумажных шаблонов, играя с которыми, ребенок учится складывать простейшие фигурки - домик, грибочек и т.п. из 2-3 деталей (самодельные конструкторы подойдут намного лучше, так как у мамы возникает возможность сделать конструктор, исходя из индивидуальных особенностей ребенка):
5. Игры с рамками-вкладышами и их бумажными аналогами:
6. Ближе к двум годам – собирание пирамидки из кубиков разного размера:
7. Сложи стаканчики, построй башню из стаканчиков:
8. Задание на усложненную классификацию по типу «найди большой желтый кружок», «найди маленький синий квадрат» (такие задания больше подойдут детям ближе к двум годам, при условии, что ребенок уже хорошо различает предметы по форме и цвету и освоил простейшую сортировку) .
9. Игры со всевозможными сортерами.
10. Твердый-мягкий.
11. Грязный-чистый.
12. Спереди-сзади.
13. Сухой–мокрый.
14. Колючий.
15. Гладкий.
16. Шершавый.
17. Легкий –тяжелый.
9. Мой дом (кухня, ванная, туалет, прихожая, гостиная, спальня, детская, шкафы).
10. Город (улицы, дома, дворики, проезжая часть, общественный транспорт, парки).
11. Овощи, фрукты.
12. Продукты, еда.
13. Животные домашние.
14. Животные дикие.
15. Одежда.
16. Мебель.
17. Птицы.
18. Части тела, части лица.
19. Насекомые (муравей пчелка и т.п.).
20. Солнышко, тучки, месяц, луна, звезды, дождь, снег, лужи.
10. Аппликация крупой.
11. Аппликация на тесте (на тесто выкладываются различные предметы (фасоль, мозайка, желуди и т.п и вдавливаются в тесто - получаются интересные орнаменты).
12. Поделки, сочетающие в себе различные техники (лепка и моделирование, аппликация и лепка и т.п.).
10. Игры с крупной мозайкой (ближе к двум годам, индивидуально).
11. Игры с песком – учиться делать куличики, пирожки, насыпать, пересыпать.
12. Игры с конструктором типа «Лего» (соединение деталей, разъединение деталей).
13. Игры с прищепками.
14. Кубики – строить башни, строить домики.
15. Учиться открывать-закрывать всевозможные замочки – либо играть с настоящими, либо сделать или купить специальную доску:
16. Учиться складывать матрешки.
17. Играть со стучалками и забивалками:
18. Доставать мелкие предметы ложкой из блюда (сначала столовой ложкой - это легче, потом чайной):
19. Вылавливай мелкие предметы ложкой из воды.
20. Переносить округлые предметы в ложке по комнате.
21. Переливать воду стаканчиками (идеально – играть в ванной во время купания).
23. Переливать воду из детского чайника в чашку.
23. Вылавливать шарики в воде маленьким ситечком.
24. Взбивать мыльную пену венчиком (в тарелку с водой добавляется пару капель моющего средства).
25. Оставлять отпечатки на тесте различными фигурками и формочками.
26. Рисовать палочкой на земле или песке на улице.
27. Рисовать пальчиком на манке.
28. Клеить наклейки.
29. Коробочки, баночки с крышечками, мешочки – учиться открывать и закрывать.
30.Игра «наклей фигурку на свое место»:
31.Маленькие резиночки – учиться надевать на пальчики, палочку от пирамидки, на небольшие резиновые игрушки:
32.«Копилка» - опускать различные предметы небольшого размера (пуговицы, монетки, фасоль, макароны) в небольшие прорези на коробочках и баночках:
33.Учиться пищать пищащими игрушками.
34.Брызгаться брызгалками в ванной.
35.Массировать пальчики массажным мячиком (например в сопровождении с потешками).
36.Игра с мелкими предметами (если соблюдены правила безопасности) – пуговицами, камушками, бусинами и т.п.
37. Застегивать-расстегивать липучки (на обуви, в специальных игрушках).
10. Лазать: на детской площадке (горки, стеночки и т.п.) и дома: на спорткомплексе, на диван - с дивана, забираться на стул и т.п.
11. Учиться переносить различные предметы на подносе.
12. На улице – побольше ходить (но не заставлять ребенка ходить, если он не хочет). Если ребенок отказывается идти – значит устал или не может! К трем годам малыш окрепнет и сам с удовольствием будет топать на значительные расстояния (проверено миллионами мам трехлетних детей ), если торопить события и «заставлять» ребенка ходить - это может негативно сказаться на развитии суставов и костей.
13. Ходить по наклонным поверхностям - в горку, с горки, по пандусу, по лестнице.
14. Толкать тележку, игрушечную коляску.
15. Тянуть за собой предметы на веревочке.
16. Играть с мамой в догонялки.
17. Игры на фитболе по возрасту.
18. Простая зарядка по возрасту, сопровождающаяся потешками.
19. Ходьба по массажным коврикам и массирующим поверхностям (камушкам, каштанам, песку, траве и т.п.).
20. Учиться водить с мамой хоровод (ближе к 2 годам).
21. Висеть на кольцах, перекладинах, ходить на руках.
23. Учиться катать машинку через “тоннель”.
24. Играть в разные способы ходьбы (как мишка, широко расставив руки и ноги; как зайчик, подпрыгивая; как лошадка, поднимая ноги; как солдат, маршируя).
25. Ловить выпущенные мамой мыльные пузыри и лопать их.
(Выполнять, исходя из способностей ребенка, значительную роль играет интерес малыша, если не интересно – ребенок может отказаться выполнять задания).
1. Учиться есть ложкой (у всех индивидуально, упор делаем на слово «учиться» - т.е. важен процесс, а не результат, не нужно форсировать события. Очень хорошо помогает освоить еду с помощью ложки игра «пересыпь крупу ложкой из мисочки в чашечку»).
2. Пить из трубочки, из чашки.
3. Учиться соблюдать чистоту во время еды («учиться» - концентрироваться на процессе, а не на результате, показывать, что пролитое нужно вытереть, рассыпанное собрать, что лучше не проливать на одежду и т.п. Не ругать за неопрятность, но учить опрятности.)
4. Учиться вытирать со стола.
5. Учиться собирать губкой воду и отжимать губку.
6. Переносить легкие, но крупногабаритные предметы ("помоги поставить тазик на место").
7. Поливать цветы (лучше всего из леечки летом на улице – не страшно облиться и залить все кругом).
8. Помогать маме развесить белье (подать одежду, повесить одежду и прикрепить прищепкой).
9. Помогать маме готовить кашу – насыпать крупу в кастрюлю, с помощью мамы открывать кран (клапан) и мыть крупу, наливать воду в кашу.
10. Снимать шапку, варежки (некоторым по силам снять носки и штаны).
11. Помогать маме разбирать сумки после магазина (учить названия продуктов, запоминать места где они лежат, класть их вместе с мамой на место).
Все указанные ниже рекомендации очень индивидуальны, главный критерий обучения социальным навыкам в этом возрасте – большинство действий должны совершаться легко, а если есть затруднения – значит конкретно для вашего малыша еще не пришло время осваивать такие навыки.
Но этот список был бы воистину неполным, если бы я не рассказала еще кое о чем:
Я лично была знакома с довольно развитыми детьми, мамы которых с ними почти не занимались или занимались мало. Секрет развития их ребенка был прост - мамы очень любили своих детей безусловной любовью, принимали их такими, какие они есть, много с ними общались, проводили достаточно времени на свежем воздухе и загородом, обеспечивали (вольно или невольно) хорошую развивающую среду (не ограничивая познавательный интерес ребенка, разрешали ему активно изучать окружающий мир (трогать, крутить, играть с множеством предметов). И результат не заставил себя ждать!
Добавлю, что все рекомендации о том когда, что и как развивать у детей стоит применять индивидуально. Здесь приведены примерные направления для обучения «среднестатистического» ребенка. У каждого конкретного малыша развитие идет своим ходом (иногда скачками), поэтому может случиться, что какие-то навыки ему будет освоить сложнее (но только пока, именно на данный момент), а какие-то, в отличие от большинства своих сверстников, он наверстает шутя. Также стоит понимать, что если ребенку только-только исполнилось полтора года – многие из нижеперечисленных игр и занятий могут быть для него более сложными, чем если бы ему было почти два года.
Поэтому я рекомендую отнестись к данному списку как к рекомендации, а не как к руководству к действию.
Удачи вам в ваших развивающих занятиях!
Может этот список пригодится и другим мамам? Поделитесь с ними в социальных сетях!
Вас может заинтересовать:
|
Желаю Вам больших успехов в занятии с малышом!
Причин такого поведения может быть очень много.
Я напишу парочку советов, но ни один из них не является панацеей, все очень индивидуально.
Итак:
1. При подборе игр настраиваться на волну ребенка. Заниматься с ним не так, как написано в умной книжке или на сайте или в блоге какой-нибудь мамы, а так как подсказывает ваше сердце. Ищите тот способ подачи материала, который подойдет именно вашему ребенку.
2. Занимайтесь с ребенком не тогда, когда у вас появилась свободная минутка, а тогда, когда ребенок хочет заниматься.Част о родители пробуют позаниматься тогда, когда все дела переделаны и посуда вымыта и порядок наведен... А ребенок может быть к этому времени уже устал, получил кучу впечатлений которые его перегрузили и уже просто гулять хочет, а не сидеть и заниматься... Например - отличное время для занятий - утром когда малыш проснулся после завтрака. Понаблюдайте за малышом, присмотритесь в какое время дня он наиболее расположен к исследованию мира и общению - в эти минутки и позанимайтесь.
3. Дети до 2 лет очень любят занятия с предметами. Поэтому может быть стоит попробовать развитие через интересные развивающие игрушки: рамки-вкладыши, бусы, кубики. Сейчас много игрушек, которые развивают моторику, память, внимание и т.п.
4. Ищите то, чем малыш любит заниматься и пробуйте развивать его через его любимые занятия... Например - любит машинки - отлично! Сажаем машинку на красный лист бумаги, объявляем что машина у нас в красном гараже... А теперь на желтый лист - машина в желтом гараже... И т.п. Две недели таких игр - и вуаля... красный и желтый цвет изучили!
5. Не ждите от малыша многого... Пару минут позанимался и отлично! Радуйтесь тому, что есть!
Вы знаете, я тоже думаю, что со вторым ребенком уже не смогу так изголяться, как с первым
Но думаю, что и между делом тоже много чему можно научить малыша и дать ему самое - самое важное... А неважное - в принципе и ненужно... оно всегда и так забывается.
Удачи вам в ваших занятиях!
Вы могли бы что-то посоветовать?
Не всегда нужно выполнять прямо все эти 4 действия иногда некоторые шаги можно пропускать если нет сложностей. Но если есть сложности - стоит придерживаться схемы.
И самое главное не падайте в обморок если ребенок решает делать по своему. В этой ситуации либо передаем инициативу ребенку - в этом нет ничего страшного, делаем как хочет он. Либо по доброму но твердо отстаиваем свои границы (просит еще пластилин капризничает... мы говорим - я не могу дать пластилин тебе еще, будем работать с твоим - и тут же переводим внимание на что то другое - например на саму картинку на которую вы будете пластилин клеить. Главное быть уверенным в том что ты делаешь, быть добрым но твердым.. Постепенно ребенок привыкнет к вашему стилю проведения занятий, будет знать что второй кусок пластилина ему не выдадут хоть обкапризничайся и начнет вести себя спокойней.
Однако я лично не люблю вот так "Обламывать" ребенка, люблю больше следовать за ним и делать все полюбовно. Минус в этом - ребенок часто руководит и мы не делаем то что задумано, плюс - все проходит без конфликтов. и мне так комфортнее...
что выбрать - решать вам.
У меня есть в этом вопросе некоторый опыт (на моих глазах многие детки в группе в которой я провожу занятия "запрыгали").
Учились мы прыгать под песенки Железновой ("На диване" "Ты похлопай вместе с нами" и других в которых по смыслу песни нужно прыгать в некоторых куплетах).
Когда песенка пела про "прыганье" (например "ты попрыгай вместе с нами прыг и прыг") мама брала малыша под мышки и чуть приподнимала его от земли - имитировала "прыганье". Конечно же при этом малыш видел как прыгаю я (ведущий занятия) и как прыгают более старшие детки. И постепенно понимал что от него нужно и начинал прыгать (дома "прыгать" может мама ). Где-то месяц обычно требуется 1,5 летке на освоение этого навыка :)
А еще хороший способ - учиться прыгать на фитболе - малыша нужно поставить на фитбол, держа за подмышки начинать "пружинить" как будто он прыгает и приговаривать "прыг, прыг, вот так прыгают зайки". Постепенно малыш начинает прыгать на фитболе сам. Ну а если добавить сюда разучивание песенок Железновой о которых я написала выше - обучение "прыганью" пройдет быстрее :)
Удачи вам!
У нас в почете те что можно катать до сих пор любит с такими играть. Музыкальные тоже любит. Недавно купила ей зеркало игрушечное чикко , нам 1,2, рекомендует фирма производитель игрушку с 6 мес. Впечатление положительное. Кнопока- сердечко нажать и музыка играет милая, да еще и личико Белоснежки появляется — забавно очень. Оно так и называется » волшебное зеркало белоснежки «,цена так же адекватная
RSS лента комментариев этой записи