Звезды, планеты, Cолнечная система, космос… Некоторые родители знакомят детей с этими понятиями чуть ли ни с полугодовалого возраста.
Я же всегда считала, что ребенка нужно знакомить только с той информацией, которую он может воспринять и представить в силу возраста. Мы попробовали провести урок на тему «Космос» в 3 года, и это получилось у нас весьма успешно – Даша с интересом играла в новые игры, а потом и сама «преподавала» мне полученные знания, с жаром объясняя какое горячее оказывается Cолнце, и как холодно в космосе космонавту , а папа выслушал впечатляющий рассказ о том, что будет с его машиной, если на нее свалится планета .
Итак, наше занятие:
Мы проводили развивающее занятие "Космос" в два этапа - в течение двух дней. В каждом из этих дней мы смотрели презентацию (чтобы материал хорошенько усвоился) и делали зарядку космонавта (потому что это полезно и снимает напряжение).
Для начала мы посмотрели презентацию о космосе. Скачать ее можно по этой ссылке.
В презентации переданы самые простые и базовые понятия о космосе, которые по моему мнению сможет нормально воспринять трехлетка. Текст презентации чуть-чуть книжный, (потому что писать на слайдах «этот дядя – первый космонавт» и тому подобное – мне как-то стыдно), но при этом все равно очень простой и доступный для малышей.
Если Вы заинтересуетесь презентацией, я очень агитирую Вас за то, чтобы при ее просмотре Вы рассказывали малышу свою собственную историю о космосе, опираясь на текст и смысл картинок презентации - в этом случае она понравится ребенку еще больше - ведь будет "откорректирована" персонально для него.
Рассмотрев Юрия Гагарина, Даша отметила, что «он улыбается». Мне кажется - это очень точное замечание, мне всегда бросалось в глаза, что почти на всех советских фотографиях этот человек радует нас лучезарнейшей улыбкой.
Подвижные паузы между заданиями очень важны! Некоторые дети без них вообще не смогут проводить занятие (мы как раз входим в эту группу «некоторых» непосед ).
Я сообщила Даше, что нам очень нужно полететь в космос, но туда берут только очень сильных людей и космонавты перед полетом очень много тренируются. Поэтому и нам нужно сделать хорошую зарядку.
Задания зарядки были такие (картинки не самые "дизайнерские" - прошу прощения, это не мой профиль ):
Упражнение 1. Бег по комнате - для разминки.
Упражнение 2. Ходьба на носочках, на пяточках, ходьба по массажной дорожке (любой другой массажной поверхности – крупе, камушкам, карандашам и т.п.).
Упражнения на фитболе.
(Если слегка изменить упражнения – можно использовать и простой мяч среднего диаметра. Внимание! При выполнении всех упражнений крепко держите ребенка. Хорошо зафиксировать малыша можно, если взять в руки две его ноги и покрепче прижать их к мячу, а сам мяч придерживать ногами.)
Упражнение 3. Тренируем вестибулярный аппарат (все как у настоящих космонавтов ). Усаживаем ребенка на мяч, крепко держа его за ноги, начинаем пружинить на мяче вверх-вниз (получается, что малыш как будто прыгает на мячике). Затем укладываем ребенка спинойна мяч и вращаем мячик по часовой и против часовой стрелки.
Укрепляем пресс и нижние мышцы спины.
Упражнение 4. Ребенок сидит на мяче, мама хорошенько его фиксирует, взяв за обе ноги и прижав их к мячу (чтобы не уронить! Это очень важно!). Начинаем покачивать ребенка вперед-назад. Стараемся делать максимально возможную амплитуду.
Упражнение 5. Покачиваем ребенка на мяче влево-вправо:
Упражнение 6. По-прежнему хорошо фиксируя ребенка, вращаем его вместе с мячом в плоскости, параллельной полу, по часовой и против часовой стрелки (как подсказывает зеленая стрелка на фотографии):
При выполнении этих трех упражнений ребенок будет непроизвольно отклоняться вперед-назад-в строну, при этом хорошо прорабатываются мышцы пресса и спины.
Укрепляем руки и спину.
Упражнение 7. Просим ребенка поднять игрушки с пола (игрушки располагаются так, чтобы он должен был дойти до них на руках):
Упражнение 8. Просим ребенка поднять руки вверх – летим вверх как ракета. Если ребенок не выполняет просьбу - можно попросить его взять игрушку, которую мы держим у него над головой.
Упражнение 9. Ходьба на руках по комнате – отличная зарядка для рук, спины, пресса:
Упражнение 10. Перешагивание препятствий (укрепляем ноги) - раскладываем на полу высокие предметы (мягкие игрушки, подушки, стопки книг, все что выше 30 см). Просим ребенка перешагнуть через них (при этом высоко поднимаются ноги).
Я взяла три вида конструктора, которые есть в нашем доме и предложила построить Даше ракету по чертежам. Чертежи были очень простые (подозреваю, что задание можно было усложнить, но я решила для первого раза не рисковать).
Вот что у нас получилось:
Эту игру я включила в качестве «переменки», чтобы ребенок отдохнул и поиграл перед следующим заданием.
Мы взяли нашу сконструированную ракету из лего и поиграли в запуск. «Пять-четыре-три-два-один-ПУСК!». Ракета у нас летала по безвоздушному пространству комнаты и то и дело приземлялась на разных «планетах». В конце ракета вернулась домой, космонавтов встретили аплодисментами и криками «Поз-драв-ля-ю!» (все как в жизни ). Даше момент встречи космонавтов понравился больше всего – пришлось встречать их три раза .
Мы решили начинать осваивать очень полезное для рук занятие – выполнять задание «обведи по точкам». (По этой ссылке я выложила файл с 7-ю шаблонами для обводки, которые можно скачать).
Для начала мы выполнили самое простое задание без точек – вот такое:
На второй день наших занятий мы попробовали обводить по точкам:
Эта игра очень простая для трех лет, но мы все равно решили поиграть. Задание – разложить ракеты по возрастанию:
Файл с ракетами можно скачать по этой ссылке.
Эта минутка введена чтобы расслабиться между заданиями. Я предложила Даше послушать «космическую музыку». Мы легли на подушечки, включили музыку (вот эту). Прослушивая музыку, можно фантазировать на тему того, о чем она хочет нам рассказать (ребенок с интересом будет слушать, как музыка рассказывает о том, что корабль летит между звездами и планетами, как вокруг на сотни километров темнота и холод, а он летит – стремительный, быстрый, красивый к далекой планете и т.п.). Игра в «о чем рассказывает музыка» - очень хороший способ развития музыкального слуха и умения по-настоящему ценить и слушать музыку.
Нужно было найти лишнюю карточку в ряду.
Файл с карточками можно скачать здесь.
Не все лишние карточки Даша могла найти самостоятельно, требовалась подсказка. Например, для этих карточек:
была такая подсказка: «Собрались ракеты полететь в космос. Все летели высоко-высоко! Вверх к звездам! Но одна все делала неправильно! Какая это была ракета?».
В принципе такие подсказки можно делать к любому ряду карточек, если ребенок затрудняется выбрать лишнюю. Просто для детей бывает сложно выполнить не само задание, а понять логику вопроса – как это - «лишний». Простые подсказки могут в этом помочь, а со временем ребенок привыкнет к понятию «лишний» и научится выискивать лишнюю карточку без подсказок.
За то что ребенок угадал каждую лишнюю карточку – ему полагается ПРИЗ – отгаданная карточка выдается ему в качестве приза навечно (дети обожают маленькие яркие картинки, и обычно перспектива выиграть такой приз очень мотивирует на выполнение задания).
Это игра для расслабления между занятиями и снятия умственного напряжения. Дополнительно на простом примере мы объясняем движение планет вокруг Солнца.
В простой форме объясняем ребенку, что планеты крутятся вокруг солнца. И предлагаем в это поиграть. Мама становится Солнцем, а ребенок планетой. Мама берет ребенка за руку и начинает его крутить вокруг себя (ребенок бегает по кругу).
Также можно поиграть во вращение Земли вокруг своей оси - рассказать об этом ребенку и предложить ему поиграть в то, что "мы планеты и крутимся вокруг своей оси" - покрутиться вокруг себя.
Даше, как и любому ребенку, очень понравилось крутиться вокруг себя и кружиться вокруг мамы. Заодно мы чуть-чуть передохнули.
Фонарик можно использовать для объяснения ребенку некоторых сложных физических процессов. Например:
Мы берем фонарик и небольшой мячик. На мячике фломастером рисуем человечка. Объясняем что мячик - это планета Земля, а фонарик - Солнышко. А человечек просто живет на Земле. Затем в доступной форме рассказываем, что планета Земля не просто висит в космосе, а крутится вокруг своей оси. Поэтому, на стороне обращенной к Солнцу наступает день, а на другой стороне – ночь. Затем показываем ребенку все это в движении. Светим фонариком на шарик и одновременно крутим шарик вокруг своей оси. Когда Солнышко-фонарик светит на человечка – у него день – он играет и гуляет, потом мячик крутится вокруг своей оси и человечек постепенно попадает на темную сторону и у него наступает ночь.
Точно также можно объяснять смену времен года на земле – можно кружить мячик с человечком вокруг Солнышка-фонарика по округлой орбите и объяснять, что планета вращается вокруг Солнца, и что когда планета-мячик близко подлетает к Солнцу – то человечку, нарисованному на мячике становится теплее – у него лето, а чем дальше планета отодвигается от Солнца – тем холоднее становится человечку – у него зима.
Я не ожидаю, что у Даши это все четко отложится в голове (учитывая, что ей 3 года только исполнилось). Но если периодически играть в такие игры - что-то отложится все равно и постепенно (если возвращаться к этой теме периодически, что мы и собираемся делать) через несколько лет эти знания будут хорошо усвоены.
Походим к зеркалу. Объявляем что наш язык – это ракета, и мы будем ее запускать в космос:
Сначала ракета летит высоко вверх – к носу – пытаемся дотянуться языком до носа.
Затем ракета летит влево и вправо - тянемся языком влево-вправо
Затем ракета летит вниз – тянемся языком вниз.
Потом ракета уже не хочет никуда лететь и только высовывается иногда из ангара на улицу, чтобы проверить обстановку – зубы сомкнуты сквозь тоненькую щелочку зубов аккуратно показываем только кончик языка.
Вот что у нас получилось:
В ракете летят три космонавта – мама, папа и Даша. (фото космонавтов вызвали у Даши конечно же восторг ).
Также хочу поделиться еще одной замечательной идеей о том, что можно сделать вместе с ребенком на занятии о космосе (Пластелиновый космос из теста для лепки):
Автор этой работы - замечательная мама Елена и ее сын Даниил, по этой ссылке вы найдете целый мастер-класс в фотографиях о том, как сделать такую замечательную поделку с малышом. Кстати тесто для этой поделки Елена сделала своими руками (об этом и еще о многом другом вы сможете прочитать в ее блоге "Радужный лед").
На этом занятие о космосе заканчивается. До скорых встреч! Желаю Вам побольше радостных минут рядом с Вашими малышами.
Вас заинтересовала статья? Может она пригодится и Вашим друзьям? Поделитесь с ними, используя кнопки любимых социальных сетей.
Очень понравилась Ваша презентация о космосе. Подскажите, пожалуйста, есть ли она в PDF формате?
Презентацию легко можно переделать в pdf формат. Для этого открываете файл с презентацией, заходите в меню "файл" (или "кнопка офис" если у вас свежая версия винды), выбираете вкладку "сохранить как" и выбираете "pdf" и презентация в pdf готова! Удачи!
RSS лента комментариев этой записи