Этот конспект занятия особый – он подготовлен специально для того, чтобы заниматься с ребенком в летнее время. А это значит, что:
- большая часть развивающих игр и занятий будет проходить на улице;
- мы будем заниматься и дома, но так, чтобы это отняло у мамы минимум времени (ведь летом так хочется побольше гулять и поменьше находиться в помещении).
Итак:
Занятия летом дома будут совсем короткими и отнимут у мамы не более 10-ти минут.
Эти игры-упражнения направлены на изучения цвета. Можно учить какой-то определенный цвет, а можно закреплять знания обо всех уже известных.
Берем кубик (или что-то другое) нужного цвета (например, желтого). Говорим малышу: «Смотри, этот кубик желтый! Он желтого цвета! Давай найдем, что еще у нас в квартире есть желтое?».
Берем ребенка за руку, проходимся по квартире, ищем предметы такого же цвета, четко и ясно произносим название цвета «желтый, желтая» (если малыш не находит цвет сам, подсказывайте ему – «смотри, и мячик тоже желтый!» «а этот кубик какого цвета? желтого!»).
Если вы основные цвета уже знаете и просто хотите закрепить знания ребенка о цветах радуги, тогда дома можно заниматься по-другому:
Проходимся с ребенком по квартире и задаем ему два вида вопросов:
- Найди, что в комнате желтое (красное, синие).
- Скажи, какого это цвета (если малыш уже научился называть цвета).
Предложите малышу порисовать самостоятельно (пока он с упоением занимается творчеством – у вас появятся несколько свободных минуток, и вы успеете сделать парочку домашних дел). Оставьте его после завтрака (или полдника) в стульчике для кормления и дайте ему все необходимое для рисования.
Для самостоятельного рисования можно предложить:
- Краски – пальчиковые или обыкновенные (если у вас есть уверенность, что малыш сможет рисовать самостоятельно, не разлив воду или краски).
- Восковый мелок (если краски для самостоятельного рисования вы давать все-таки не решаетесь).
Если малыш в этот день изучал какой-то конкретный цвет – тогда выдайте ему краску или мелок этого цвета. Обратите его внимание на то, что "этот мелок желтый, смотри, ты нарисовал желтые картинки! Все желтого цвета!").
Если же вы решили закрепить знания ребенка о нескольких цветах, тогда можно выдать малышу мелки и краски разных цветов, а после рисования обсудить с ним, какого цвета «картинки» у него получилось нарисовать.
Продолжаем изучать цвета –
Выполняем те же задания по типу «найди цвет, какого это цвета» - но уже на улице.
Если мы учим один цвет:
- ищем все предметы на детской площадке этого цвета («давай найдем, что здесь желтое… смотри, скамеечка желтая…»).
- обращаем внимание ребенка на цвет, задавая вопрос: «какого это цвета? желтого!». Не смотря на то, что на вопрос ответила мама, это еще один способ активизировать внимание ребенка на изучение цветов.
Если мы закрепляем знания о нескольких цветах:
- задаем вопросы: покажи, что здесь красное? синие? желтое?
- скажи, какого это цвета (если малыш уже научился называть названия цвета).
Рисуем цветными мелками на асфальте. Учим малыша рисовать линии - «дорожки». Можно нарисовать домик, а чуть подальше – зайчика и попросить ребенка провести дорожку между ними.
Когда дорожка нарисована – просим малыша пройтись по нарисованной линии (зайти в гости к белочке в домик) – развиваем у ребенка координацию движений.
Собираем палочки, камушки, другие предметы. Делаем большой «пирожок» из песка. Учимся втыкать палочки, камушки в песок (украшаем пирожок). Это задание развивает пальчики.
Рассматриваем разные объекты, которые вам встретятся на прогулке (горка, скамейка, камешек). Определяем с ребенком – какой он, этот предмет, большой или маленький?
- Вот горка! Она какая? Бо-о-ольшая! Давай покажем какая большая (показываем руками) – вот такая она большая!
- А вот камушек! Какой он? Маленький! Давай покажем, какой он маленький и т.п.
Ближе к двум годам все дети говорят по-разному – кто-то уже во всю пытается соединять слова в фразы, кто-то пока болтает на своем языке, а кто-то отмалчивается.
К школьному возрасту уровень речи большинства детей сравняется.
Ну а пока – задания для развития речи на прогулке зависят от уровня развития речи малыша.
- Играем в говорилки – мама спрашивает у малыша – что это? Малыш отвечает.
Что это? – Горка… А это что? Скамейка!
Эта незамысловатая игра тренирует речевой аппарат ребенка, активизирует те зоны его мозга, которые отвечают за речь.
При этом хочется напомнить родителям, что особенности речи малышей до двух лет таковы, что «словом» у малыша может считаться и звук, и часть слова… (такие «слова» постепенно будут усложняться и со временем перерастут в настоящую речь). Например, если вместо слова "горка" малыш произнес всего лишь звук «г», или «гока», либо вообще придумал свое личное слово для обозначении горки (например, регулярно и упорно называет горку «ка») - он определенно справился с задачей. Большинство логопедов признают такие формы осознанного «говорения» за вполне достойную речь для ребенка этого возраста.
Это задание похоже на предыдущее, но здесь придется называть уже не названия предметов, а подбирать к ним прилагательные – отвечать на вопрос «Какой?».
Какой это камушек? Маленький! Какое это ведерко – синее!
Скорее всего, отвечать на вопрос «какой» будет мама – потому что в возрасте до 2 лет малыши больше концентрируются на названиях предметов, а не на их свойствах. Подсказывая малышу ответы на вопрос «какой?», мама будет развивать пассивный словарный запас ребенка, развивать его знания об окружающем мире, активизировать его мышление.
Путешествуя в коляске или прогуливаясь по дорожке, можно учить с малышом его первые стишки.
Конечно же, редкий ребенок в возрасте от года до двух будет рассказывать стихи самостоятельно.
Но на этом этапе можно рассказывать стихи вместе – мама начинает, а ребенок заканчивает:
Наша Таня громко …. (что делает, скажи…правильно плачет!).
Уронила в речку… (что уронила?... правильно! Мячик!).
Летняя прогулка – отличное время, для того, чтобы тренироваться в звукоподражаниях!
Произносите сами и побуждайте малыша повторять за вами звукоподражания (если он их повторять отказывается – произносите их четко сами – регулярно и как можно чаще, по многу раз… когда-нибудь вы услышите их и от него).
Какие звукоподражания можно учить на прогулке:
- Летит самолет… Как он шумит? У-у-у!
- Вот собачка! Как она лает? Гав-гав!
- Как чирикают птички? Чик-чирик!
- Как каркает ворона? Кар-кар!
- Как рычит мотор у машины? Р-р-р!
- Как мяукает кошечка? Мяу-мяу!
Попробуйте научить малыша говорить такие простые слова как «на!» и «дай!»:
- Давай дадим малышу совочек! Как надо сказать? "На!". Ты даешь мне ведерко. Скажи мне «на!».
- Давай попросим у девочки наше ведерко! Как нужно попросить? "Дай!" Ты хочешь совочек? Попроси у меня – скажи «Дай!».
Если ребенок не пытается повторить за вами (в 80% случаев так и бывает) – ничего страшного. Проговаривайте отчетливо и громко эти слова сами. Не смотря на то, что малыш молчит, его мозг активно усваивает поступающую информацию, и вполне возможно в скором времени ребенок начнет говорить эти простые слова самостоятельно.
Также мамы часто используют и следующий прием развития речи детей, которые молчат и не хотят повторять простые слова и звуки за мамой. Они говорят примерно следующее:
- Ты протягиваешь мне совочек? Ага, я поняла, ты хочешь сказать «На, мама!» «На, мама!» вот что ты хотел сказать (мама все это говорит с большим одобрением в голосе, так, чтобы малыш чувствовал - он молодец, что «хотел сказать «на, мама»).
Одобрение – один из самых лучших мотиваторов для развития у всех детей на свете.
Эта простая игра отлично развивает внимание у малышей от 1,5 до 2 лет.
Играть в нее очень просто! Нужно попросить малыша найти во дворе или на улице предметы, о которых говорит мама:
- Где птичка? Найди!
- А где горка? Покажи пальчиком!
- А где дом? Покажи!
На этом конспект летнего занятия для малышей от 1,5 до 2 лет заканчивается. Желаю вам побольше теплых солнечных и приятных деньков этим летом!
Может эта статья станет полезной кому-то из Ваших друзей? Не забудьте поделиться с ними, нажав на кнопку любимой социальной сети!
Что еще почитать:
Тоже решила заниматься с дочкой больше на улице - зачем дома сидеть летом!
Спасибо! Буду благодарна, если что-то подобное у вас еще появится.
RSS лента комментариев этой записи