С недавнего времени я начала проводить занятия для малышей в детском развивающем центре. С каждым днем у меня копится все больше и больше материалов для таких занятий и поэтому я решила – пора делиться!
Занятия в центре конечно отличаются от занятий в доме по своей специфике (они рассчитаны на «среднего» ребенка, должны быть интересны и годовасикам и деткам ближе к 2 годам, есть ограничения в выборе пособий для занятий, они более длинные по времени). Думаю, что не смотря на это, мой конспект кому-то да пригодится!
Итак:
Файл для скачивания музыки и картинок к занятию можно найти по этой ссылке.
Эта часть занятия нужна для того, чтобы настроить малыша на работу. Ритуал приветствия обычно используется на занятиях в детских клубах, но и дома он будет не лишним (дома ритуал «приветствия» можно заменить просто чем-то очень веселым, что позволит установить «контакт» между мамой и ребенком, и настроить его на работу – поиграть в догонялки, в «ку-ку», пощекотаться и т.п.).
Малыш садится напротив мамы или ведущего занятие. Ведущий занятия показывают малышу массажный мячик (если его дома нет – можно взять шишку, орешек, бигуди) и для привлечения его внимания читает ему стишок:
Мяч катать туда-сюда,
Любят все детишки,
Это лучшая игра,
Пишут даже в книжке!
Затем ведущий занятия прячет мячик за спиной и восклицает: «Ой! Где же наш мячик? Нету мячика! Он спрятался!». После этих слов мячик появляется, и ведущий радостно его приветствует: «Да вот же он!».
Эта «игра» с прятаньем мячика повторяется несколько раз. Она совсем не лишняя! Ее цель – привлечь внимание малыша к мячу. Обязательно попробуйте – это вызовет улыбку ребенка, и он заинтересованно будет заниматься с вами дальше.
Под стихотворное сопровождение массируем пальчики малыша массажным мячиком (или той же шишкой, бигуди, орешком), выполняем действия по ходу стихотворения:
Я мячом круги катаю,
Взад вперед его гоняю,
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну
Эту часть занятия также очень важно провести в начале урока. Она снимает напряжение ребенка, помогает ему выплеснуть накопившуюся энергию и успокоиться. Все это также благотворно скажется на последующем ходе занятия.
Большинство малышей в возрасте от 1 до 2 лет не будут делать для вас никакую зарядку (ну если и будут – то считайте, что вам сегодня просто повезло… ну или кто-то из вас двоих по-настоящему гений ).
Поэтому самый лучший способ размяться в начале занятия – просто побегать по кругу вместе с мамой и чуть-чуть потанцевать, поиграть в догонялки и т.п.
Ну а поскольку большинство детишек и бегать по кругу на занятиях отказываются (ну они ведь такие дети ) – хороший способ привлечь их к зарядке – выдать им игрушку, с которой они будут бежать.
На этом занятии мы бегали с маракасами (вместо маракасов можно взять погремушку или баночку от питьевого йогурта, наполненную крупой).
Для начала мы с маракасами-погремушками немного поиграем под стишок:
Погремушка погремушка
Музыкальная игрушка
Любит прыгать и скакать!
Приглашает танцевать.
(шумим маракасами, погремушками).
После этого маракасы у нас прячутся за спину (ой! Где же наши погремушечки! Нет их!), а потом снова появляются под восторженные восклицания (а вот они!).
Все это вызывает положительную реакцию малышей и располагает их к тому, чтобы что-то делать и что-то повторять.
После того, как малыши «настроились» и улыбнулись – выполняем нашу простую разминку.
Мамы берут деток за ручку и вместе с ними бегут по кругу. Малыши при этом держат в руках маракасы и по ходу движения непроизвольно звенят ими.
Разминку выполняем под песенку «Вот бегут-бегут по кругу все ребята малыши».
(Все песенки урока я выложила одним файлом в начале этой статьи).
На фразе «Выбирай скорее друга с ним попрыгай, попляши» - можно остановиться поплясать с погремушкой в руках. А можно просто по кругу продолжать бегать.
Детки усаживаются вокруг ведущего занятие.
Раздается стук в дверь (ведущий стучит за спиной по полу, это очень хороший прием для активизации внимания ребенка, обычно детки на него хорошо отзываются и с интересом смотрят – кто это там стучит).
Ведущий занятия по одному показывает деткам игрушки домашних животных, называет их, проговаривает с ребенком как кричит то или иное животное и отдает его ребенку.
Если подходящих фигурок не нашлось, можно просто рассматривать картинки животных.
Простые стишки для некоторых домашних животных, которыми можно сопровождать знакомство с ними:
Говорит корова «Му! Молока кому, кому?».
Давай с ней поздороваемся! Тоже скажем МУУУУУУУУУУУУУУ!
Я люблю свою лошадку
Причешу ей гриву гладко
Гребешком приглажу хвостик
И верхом приеду в гости.
А как кричит лошадка? И-го-го!
Вместо носа - пятачок,
Вместо хвостика - крючок,
На спине растет щетинка.
Кто же это? Это...(свинка)
Идет коза рогатая
Идет коза бодатая…
Детки рассматривают животных (карточки или фигурки), трогают их, мама вместе с малышом проговаривает название животного, как оно кричит, называет основные части его тела.
- сделать небольшой деревенский двор с домиком, загончиками для животных. Поиграть с ними, "покормить" животных.
- поиграть в игру «сопоставь изображение животных и фигурку животных»: распечатать карточки с картинками животных и попросить малыша поставить животное на соответствующую картинку.
Эта веселя игра направлена на развитие мелкой моторики.
Предлагаем ребенку покормить животных.
Делаем для животных тарелочки из теста. Для этого:
1. Разминаем тесто вместе с ребенком (сначала показывает мама, затем повторяет малыш. Если малыш за мамой не повторяет – можно попробовать взять руки малыша в свои и заняться разминанием теста «рука в руке»).
2. Раскатываем тесто на столе круговыми движениями (мама управляет рукой ребенка), делаем из теста шарик.
3. Делаем «лепешечку» - стучим ладошкой по шарику теста, приминая его и сопровождая действие приговоркой «шлеп-шлеп моя ладошечка, получилась у меня лепешечка».
Когда «тарелочка» готова - втыкаем в нее фасольки и макарошки – это «еда» для животных! Угощайтесь животные!
Сажаем животных на «стульчики» из кубиков, пусть отдохнут! Эта игра развивает моторику малыша. Можно также на каждый кубик прикрепить скотчем картинку животного. Тогда задание усложнится – каждое животное надо будет посадить на «свой» стульчик.
Танцуем под песенку «Обезьянки-Лимпомо» (скачать мелодию можно в едином файле, который выложен в самом начале конспекта).
По ходу песни выполняем действия обезьянок, о которых поется в песне – «висим на ветке», «едим бананы» (показываем как мы «заталкиваем» их в рот), стираем штаны и чистим ботинки (трем по ним руками) и т.п.
Если ребенок не повторяет движения за мамой – берем его за ручки-ножки и выполняем все движения вместе. Впоследствии, после многократного повторения песенки ребенок будет выполнять большинство движений сам.
Это упражнение Монтессори - настоящий хит для всех детей до 2 лет, обычно от этого занятия их за уши не отдерешь .
Для начала показываем малышу порядок действий – как ложкой можно пересыпать крупу из тарелочки в чашечку.
Если малыш затрудняется с заданием – берем его руку в свою и вместе выполняем несколько движений.
Ну а если все пойдет не по плану (малыш пересыпает крупу руками, или вообще пересыпает ее, переворачивая вверх дном чашечку или тарелочку) - не беда, все эти действия отлично развивают моторику и мозг, а соприкосновение с крупой – массирует пальчики.
После игры обязательно привлеките малыша к уборке (если получится, конечно ). Сбор крупы после игры – это тоже очень развивающая деятельность .
Выполняем гимнастику на фитболе.
1. Усаживаем малыша на фитбол, фиксируем его следующим образом – руки мамы крепко прижимают ноги ребенка к мячу. Таким образом, ноги получаются хорошо зафиксированными, а корпус – свободным, поэтому при упражнениях, в попытке удержать равновесие, ребенок будет тренировать мышцы спины и пресса.
2. Вибрируем на мяче «вверх-вниз», сопровождая это восклицаниями «вот так мы с тобой прыгаем, прыг-прыг».
3. Качаем малыша из стороны в сторону, рассказывая потешку:
Плывет-плывет кораблик,
Кораблик золотой, везет-везет подарки,
Подарки нам с тобой.
4. Под ту же потешку вращаем малыша, сидящего на мяче по часовой стрелке, против часовой стрелки (круговые движения мячом, очерчивающие круг в плоскости параллельной полу), вперед-назад.
5. Выполняем игровое действие на мяче под потешку:
По кочкам-по кочкам (вибрация на мяче верх-вниз)
И в ямку – бух! (отклоняем мяч сильно вперед или назад (в направлении мамы), как будто «падаем в ямку».
(«падать в ямку» малыши обожают, обычно это задание вызывает у них улыбку и восторг ).
6. Учимся прыгать. Садимся на стул, мяч крепко сжимаем и фиксируем между ногами (или прижимаем его к стене ногами, зафиксировав мяч таким образом). Просим малыша попрыгать (помогаем ему начать движение – чуть пружиним его корпусом вверх-вниз).
Прыгаем под потешку (можно просто прыгать, а можно разучивать движения, обычно за несколько занятий малыши привыкают и с удовольствием выполняют все движения потешки).
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,
Головкой покиваем, покиваем,
И снова поиграем!
(если вы решили не только прыгать, но и движения разучивать, то на первых порах помогайте ребенку эти движения выполнять, потрясите в воздухе его ножкой когда нужно подрыгать ногой, наклоните своими руками его головку вверх-вниз, когда нужно покивать головкой и т.п.).
На этом занятии мы использовали металлофон – показывали, что металлофон играет так, как будто птички чирикают, просили деток поиграть «как птички», показывали как это делать (просто стучать по металлофону, или возить палочками туда-сюда).
Затем включили легкую музыку и вместе с мелодией "пели как птички" - стучали по металлофону.
Но если металлофоном вы еще не обзавелись – можно взять любые другие музыкальные инструменты и вместе отбивать ритм под мелодию.
И даже если дома нет музыкальных инструментов – берите подручные заменители – две ложки (игра на ложках - топаем как зайки), ложка и крышка от кастрюли (по типу «игра на тарелках» - барабаним как зайчата лапками), ложки и кастрюля (барабан), две крышки от кастрюли, которыми можно стучать друг об друга (как литавры), погремушки или баночки от питьевого йогурта, наполненного крупой (маракасы), два карандаша или фломастера, которыми можно стучать друг об друга («клаве») и т.п.
Мы учили с детками красный и желтый цвет. Для этого опускали красные мозаики в красную «дырочку», а желтые – в желтую (заодно и моторику, и математическое мышление развивали).
Конечно, большинство детей от 1,5 до 2 лет не смогут провести сортировку самостоятельно. Но цель этого упражнения не сортировка (хотя ближе к 2-м годам малыши и этот навык усваивают), а развитие цветовосприятия.
Поэтому упражнение проводилось так:
1. Мама показывает ребенку как выполнять задание (мама берет красную мозаику, называет ее цвет, произносит "красную мозаику опускаем в красную баночку" и демонстрирует действием "как весело красная мозаика падает в баночку - "бум", затем то же самое выполняет с желтой мозаикой).
2. Когда малыш берет в руку мозаику красного цвета – мама произносит – «красную мозаику в красную дырочку" и подставляет под руку ребенка красный стаканчик, а дальше все происходит само собой. Аналогично ведем себя с желтыми мозаиками.
В процессе этой игры малыш многократно сталкивается с двумя цветами и постоянно слышит от мамы их название. Если проводить подобные игры регулярно - это поможет ребенку быстрее освоить основные цвета радуги.
Баночки для рисования красками, которые мы использовали для этой игры, продаются в большинстве канцелярских магазинов и стоят не больше 15 рублей. Но если подобных баночек у вас не нашлось – можно воспользоваться любыми стаканчиками, вместо мозаики можно взять любые двухцветные предметы.
10. Подвижная игра.
После того, как малыши посидели, нужно снова размяться.
Дети ходят:
- по тактильной дорожке (дома ее можно заменить коробочками с крупой, либо просто выложить дорожку из книжек и таким образом учить ходить «по дорожке»).
- по мягким подушкам (это простое упражнение хорошо тренирует мышцы ног… попробуйте сами пройтись по подушкам и вы поймете ).
- по дорожке из стульчиков (стулья которые есть под рукой выстраиваются в рядок, получается своеобразная "дорожка"). Причем сначала стульчики стоят вплотную друг к другу, но постепенно стульчики раздвигаются друг от друга все дальше.
Изучаем с детьми красный и желтый цвет.
Для начала расскажем малышу потешку и проиграем ее при помощи игрушек:
Мишка с кубиком идет,
Красный кубик он несет,
Уронил он кубик… Ой!
Принеси теперь другой!
(показываем все действия малышу, роняем сначала красный кубик, а потом желтый и т.п.).
После этого можно покидать с ребенком «как мишка» красный кубик, желтый кубик…
Затем играем с трафаретами – ребенку показывают как яблочки и груши меняют свой цвет - накладываем трафарет вырезанный из бумаги на поверхности красного и желтого цвета:
Выполняем танец с платочком под песенку "Платочек" (ссылка на скачивания - в начале конспекта). Машем платочком, прячемся под платочком и говорим «ку-ку».
Вырезаем из бумаги половинки животных. Изучаем их с малышом, показываем что будет если сложить вместе две половинки.
Затем берем одну половинку картинки (например - с изображением кошки) и просим малыша найти вторую половинку этой картинки.
Конечно, чтобы малыш понял что делать, нужно просить его об этом "по особому".
Например можно вот так:
- Смотри, вот у меня кусочек кошки... Ой! А где еще кусочек кошки? Давай найдем? Где еще тут кошечка нарисована?
Замечательная поделка, которая под силу даже малышу.
Для этой поделки понадобится основа. Ее можно нарисовать самостоятельно, или скачать в файле с материалами к этому занятию, который выложен в самом начале конспекта.
В качестве основы у меня был вот такой рисунок:
На лист основы (выкладываем с малышом комочки синего теста, стучим по нему, приговаривая «шлеп-шлеп моя ладошечка, получилась у меня лепешечка».
Т.о. у нас получаются тучки.
Затем вкладываем в ручку малыша синий восковой мелок и показываем ребенку, как рисовать «дождик» (проводим хаотичные линии мелком по листу бумаги).
Вот что у нас получится:
Настоящая гроза!
Дома наверное можно этот этап урока пропустить. Но если занятие проводится в группе, и особенно в детском клубе – малышей как-то нужно подвести к тому, что урок закончен и можно по домам расходится.
На моих занятиях в конце урока звучит классическая спокойная музыка, а к малышам «приходят» мягкие игрушки, которых они под музыку качают на руках и укладывают спать.
В процессе укладывания дети слушают красивую музыку, расслабляются, успокаиваются и готовятся к тому, чтобы попрощаться (когда игрушки «заснули» мы все машем ручкам и говорим «пока-пока» всем присутствующим).
Вот такое занятие специально для вас и вашего малыша!
Если вам оно понравилось - не забудьте отложить в закладки... Ну или добавить на свою страничку в социальной сети, чтобы не затерялось, нажав на кнопочку ниже:
Еще почитать:
Занятие для малышей "Птицы" | ||
Комментарии
По поводу положения ребенка на мяче - ребенок на нем сидит. (картинка - просто для привлечения внимания, видно она сбивает с толку, извините ... а в самих упраженениях я написала, что малыша на мячик сажаем...). Еще раз проверила музыку - вроде все проигрывается (она в формате mp3), все файлы вроде тоже "рабочие"... сам архив в формате winrar, даже не знаю что сказать...)... может попробуете еще раз скачать...
Спасобо. Очень интересно. Я только начинаю работать в центре с детьми такого возраста и поэтому тоже хотелось побольше материала.
Заходите почаще на сайт - буду стараться радовать вас новыми материалами!
С крупами могу посоветовать вот что:
можно попытаться "приучить" ребенка их не есть.
Для этого каждый раз когда начинается игра с крупой - находиться рядом, перехватывать руку ребенка, когда он тянет ее в рот с крупой и говорить уверенным твердым голосом (но позитивным при этом ) - "нет, мы это не едим, мы с этим играем! это нельзя брать в рот!" и тут же подсказать ребенку что делать "вместо" - "кушать крупу нельзя, а играть вот так - можно! давай поиграем".
Не нужно ожидать, что ребенок все поймет с первого раза. На это "приучение" может уйти несколько недель (зависит от того насколько сильно ребенку хочется крупу попробовать ).
Ну и еще тут конечно все зависит от возраста (у всех по-разному).
У детей есть период, когда они просто не могут не попробовать на вкус то, во что играют. Это обязательно пройдет со временем, но тут у всех разный срок. Обычно проходит к годам полутора... но некоторые могут и дольше маму помучать :).
Поэтому с некоторыми детьми процесс "приучения" не есть крупу может проходить очень тяжело.
В этом случае можно просто играть вместе и просто каждый раз останавливать ребенка, когда он хочет пожевать крупу.
Ну а если не получается (бывает и такое :) - можно и по другому развивать моторику, отложив крупы на некоторое время (шнуровки, сортеры и т.п.).
Удачи вам!
Но дам вам пару советов, которые помогут вам больше, чем мои конспекты.
1. Верьте в себя. У вас все получится! С этой верой начинайте писать каждый конспект, когда я начинала вести занятия в клубе у меня было много теоретических знаний, а из практики - тоже только опыт работы с моим ребенком. Но все получилось с первого раза! Так что - просто верьте в себя и все получится!
2. Темы занятий на год - просто решите для себя чему вам важно научить детей этого возраста, что им важно знать... (ориентируйтесь на первых порах на то чему вы учили своих детей). Вот вам и темы.. Обычно с детьми этого возраста учат все основные понятия, с которыми они сталкиваются в жизни - птицы, животные (самые разнообразные, домашние и дикие), мебель, фрукты, овощи, насекомые, рыбы, сезонные явления в упрощенном виде и т.п. Каждой лексической теме обычно уделяют минимум 2 занятия и больше (но если тема очень простая, например "зайчик" - то можно и одно занятие).
3. Структура конспектов - решите для себя чему хотите учит ваших деток, составьте перечень всех этих напрправлений (развитие речи, памяти, мышление, лепка, моторика и т.п.). Когда я начинала работать - составила себе такой список и каждый раз в него заглядывала кода писала конспекты - старалась чтобы в целом все области из списка были затронуты на занятиях (не на одном конечно, а в целом в процессе работы).
4. Также на начальном этапе мне помогли конспекты занятий, которые выкладывают в блогах другие педагоги.
Верьте в себя и у вас все получится!
Кстати сейчас готовлю к публикации очередной конспект для деток 1,5 лет - так что загляните через пару недель - думаю к тому времени уже опубликую его
RSS лента комментариев этой записи